Календарь

ДУХОВНАЯ МАТЬ

И МУДРАЯ НАСТАВНИЦА

Имя матушки схиигумении Варвары – моей восприемницы по постригу и духовной матери – было открыто мне милостью Божией, когда я ещё юной девушкой, живя в миру, стремилась к монашеской жизни.

333Поступить в монастырь я мечтала с детства и намеревалась осуществить свою мечту сразу же после десятого класса. Но в советский период трудно было куда-либо определиться: действующих женских обителей были единицы. Моя мама часто ездила по монастырям на богомолье и, будучи знакома со многими духовными людьми, также желала видеть меня в числе монашествующих. В середине 70-х годов она сделала попытку определить меня в Киевский Покровский монастырь, но по определённым причинам того времени это оказалось невозможным – власти препятствовали пополнению монастырей насельницами.

Шло время. Однажды мама сказала, что в Эстонии есть женский монастырь, которым управляет игумения Варвара: «Несмотря на молодой возраст, она славится мудростью и духовным рассуждением. Вот бы тебе попасть к ней под руководство». К тому же оказалось, что мой дедушка, по линии мамы, валял валенки для сестер этой обители, посылая их на имя игумении Ангелины, предшественницы матушки Варвары. Впоследствии мы с мамой отыскали ответное благодарственное письмо от матушки игумении Ангелины за благотворение со стороны дедушки. Таким образом, промысел Божий незримо вёл меня в Пюхтицкую обитель.

Вскоре я посетила это святое место и впервые увидела матушку Варвару - она покорила меня своей благодатной внешностью и необычайной теплотой в общении. Наша встреча оставила в душе неизгладимое впечатление. После поездки образ матушки постоянно представал перед моим взором, и в очередной отпуск я с безграничным желанием устремилась в обитель, где осталась часть моего сердца. В этот раз я решила попросить матушку о принятии меня в обитель и направила свои стопы в игуменский корпус. Матушка встретила меня ласково, ответив, что поставит меня на очередь: желающих вступить в число насельниц много, а на прописку в монастырь есть определённый лимит со стороны эстонских властей. Таким образом, только через три года моя мечта может осуществиться. Матушка попросила меня время от времени давать о себе знать. Позже я узнала, что в списке была где-то тридцать третьей.

По возвращении домой меня не покидало чувство того, что со мной должно произойти что-то очень важное. В этом ожидании я находилась около трёх месяцев и уже смирилась с тем, что не получается быстро попасть в обитель. Но близок был тот час, в который Господь позвал меня оставить всё и идти вслед за Ним. Случилось это так.

Наша семья была приглашена на свадьбу к близким родственникам о Господе. В какой-то момент торжества вся весёлая компания неожиданно куда-то исчезла, в том числе и мои родители, и я осталась в доме совершенно одна. Мне стало очень горько, что даже мама не подумала взять меня с собой, и я решила вернуться домой другой дорогой, чтобы никто не заметил моего отсутствия. Дорогой я скорбела и сокрушалась о том, что на этой земле никому не нужна, даже мама, отлучившись со всеми, забыла о своей одинокой дочери. Со слезами я обращалась в молитве к Божией Матери, давая обещание, что, если бы матушка Варвара вызвала меня сейчас в обитель, я бы ничуть не поколебалась и выехала. С такими мыслями я вошла в родительский дом и - увидела в почтовом ящике телеграмму от матушки: «Срочно приезжай. Трофимова». Может быть, я оказалось бы не готова к такой внезапности, если бы не случай на свадьбе и это состояние оставленности. А тут - сердце мое охватила радость. Иду, Господи, я готова.

В этот же вечер я отпросилась у директора предприятия, где работала, и выехала в Эстонию. На праздник Рождества Пресвятой Богородицы я была уже в Пюхтице. Но - шёл второй день моего пребывания в обители, а матушка игумения всё таинственно молчала. Я начала беспокоиться, ведь срок поездки заканчивался, и я  должна была вернуться к работе. На третий день во время богослужения в монастырском соборе матушка подзывает меня к себе: «Я три дня за тебя молилась. Поезжай, увольняйся и быстро приезжай. Я принимаю тебя в обитель». Через   несколько   минут   она   снова   обратилась ко мне: «Деточка, пойди к амвону и поправь половичок». Поклонившись матушке, я выполнила это небольшое послушание и не спеша встала на своё место в ожидании окончания праздничного молебна. Впоследствии духовник монастыря пояснил мне, что матушка игумения серьёзно подходит к вопросу приёма сестёр и поэтому решила посмотреть на новенькую со стороны.

Я доложила матушке, что со мной в монастырь приехала подруга, которая также жаждала монастырской жизни, но утаила то, что Валя была психически не здорова: мне было жаль оставить бедняжку без своего попечения. Матушка благословила нам обеим зайти к ней после службы. В душе я скорбела за подругу и просила Царицу Небесную, чтобы Она вразумила матушку игумению, как правильно поступить в данной ситуации. На верандочке игуменского корпуса матушка Варвара пообщалась со мной и с подругой и шепнула мне, что Валю она принять не может.

222По прошествии времени матушка сказала: «Сама не знаю как я могла тебя взять. Ты была в списке последней». Оказалось, что Московская Патриархия объявила набор сестёр в количестве 20 человек, чтобы пополнить Горненский монастырь на Святой Земле, - и срок моего пребывания в миру вместо трёх лет внезапно сократился до трёх месяцев.

В канун Покрова Божией Матери я приехала насовсем в обитель. При встрече матушка крепко обняла меня, прижала к себе. До сих пор я вспоминаю её материнскую любовь и попечение о каждой из нас, живущей тогда под сенью святой обители. К сожалению, её любовь по-настоящему начинаешь понимать и ценить с годами, по мере возраста духовного. Особенно с того момента, когда, по воле священноначалия, встанешь на путь попечения о вверенных тебе Богом сестрах.

Три года матушка не отпускала меня за пределы обители, пока я по-настоящему не укрепилась на монашеском пути. Послушания были тяжелые, поэтому время от времени сёстры брали благословение на отпуск для лечения. Но матушка со всей серьёзностью пеклась о молодых сестрах и хранила нас от соблазнов мира. Другую сестру она не благословляла в отпуск восемь лет, так как её мама в своих письмах в обитель пыталась всеми силами вернуть дочь домой. В таких случаях матушка прочитывала наши письма и своей молитвой и вниманием старалась отвести от нас такого рода искушение. Только когда матушка убеждалась, что искушение с помощью Божией миновало, благословляла навестить родителей. Когда умер мой дедушка, мамой была выслана в Пюхтицу телеграмма на мое имя, сообщающая о его кончине - её принесли мне на третий день, когда состоялись похороны. Таким правильным путем вела меня матушка по монашеской стезе. Тогда это было не совсем понятно, но, отсекая свою волю и разум, со временем начинаешь осознавать, для чего монаху всё это нужно.

Матушка имела не только богатый опыт в духовной жизни, но и обладала даром утешения людей в скорбях. Вспоминается мне, как мой отец, находясь в командировке, попал в аварию. Когда мне об этом сообщили, я несколько дней не могла прийти в себя от скорби, случившейся с папой. Сердце разрывалось, хотелось как-то помочь, и уныние овладело мной. В такой сердечной туге я подошла к матушке и поведала ей о происшествии с отцом. Матушка выслушала меня и, легким шлепком по лбу коснувшись моей головы, сказала: «Не скорби! Будем за него молиться». После этого вокруг меня всё словно просветлело и тяжесть, лежавшая на сердце, отступила. Мне по-прежнему хотелось жить и радоваться, трудиться и молиться. Вскоре по молитвам матушки и благодаря общей церковной молитве и папа совершенно поправился.

Были случаи, когда матушка проявляла строгость по отношению к нашей неправоте. Однажды на клиросе я смутила, расстроила своим поведением монахиню пожилого возраста, без её благословения повернув аналой с нотами. О произошедшем смущении было доложено матушке; меня как молодую послушницу матушка даже не спросила - достаточно было показания старшей сестры. По наступлении дня Ангела мне было отказано в принятии Святых Таин. Таким образом матушка вразумляла нас и пресекала малейшее проявление дерзости по отношению к старшим, к чему обязывает правило иноческой жизни. Для новоначальных это особенно важно. В начале своего монашеского пути мы много не понимали, допускали ошибки, всякого рода дерзость и своеволие. Проявить свою волю случалось и мне. Матушка благословила мне петь в басовой партии на правом клиросе. Сёстры стали смущать меня своими доводами по этому поводу, и я решила попросить матушку перейти и петь в хоре третьим голосом. Матушка благословила, но с нежеланием. Придя в келью, я лишилась душевного покоя, чувствуя за собой вину. Утром дождалась матушку у собора и попросила у неё прощения за своеволие и  разрешение вернуться на прежнее место, чему матушка была рада. Впоследствии это благословение матушки - быть в басах - оправдалось: как певчая я была всегда востребована в обители, низкий голос это находка в женских монастырях. Я благодарна матушке и за то, что она не наказала меня за своеволие, а дала испытать этот порок на себе и вовремя исправиться. Однажды мать Георгия (ныне игумения Горненского монастыря на Святой Земле) сказала: «У нас много лекарств есть, от всяких болезней: кому укольчик, кому таблеточку...» Вот такой мудростью и любовью мы, пюхтицкие сестры, были окружены в тот благодатный период, когда управляла нашей обителью незабвенная и досточтимая матушка игумения Варвара. Это был поистине счастливый период в моей жизни, сопровождавшийся расцветом монашества в любимой Пюхтице.

10По прошествии четырех лет пребывания в монастыре матушка благословила меня на послушание в рукодельную, заниматься реставрацией старинных плащаниц, которые поступали в нашу обитель из храмов различных епархий. За святое послушание, мои труды в рукодельной шли успешно, на что матушка игумения обратила внимание и в скором времени перевела под руководство старшей золотошвейки обучаться ручной вышивке золотом. С Божией помощью, у меня это получалось неплохо. Когда на патриарший престол вступил управляющий нашей в то время епархией митрополит Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер), матушка игумения возымела желание, чтобы рукодельницы Пюхтицкого монастыря сумели изготовить кукуль для Святейшего. Для обучения этому ремеслу я была послана в Троице-Сергиеву Лавру. После трёхдневного пребывания в Лавре я вернулась в свой монастырь в предвкушении похвалы и благодарности за успешный результат поездки, но ничего подобного не произошло. Жизнь в монастыре текла обычным руслом, матушка игумения при встрече со мной не касалась этого вопроса, как будто я никуда не выезжала и не привезла «секреты мастерства». Образец изготовленного кукуля у меня сразу же забрала старшая по рукоделию. Таким образом, матушка смиряла меня, отсекая всякое тщеславие и гордыню, которые зачастую мешают человеку, вступившему на путь покаяния, совершенствоваться духовно.

После тринадцати лет жизни в монастыре матушка благословила меня обучаться Уставу. Послушание уставщицы считается серьёзным и требует большого внимания и усердия. Я призналась матушке, что, несмотря на многолетнее пребывание на клиросе, не вникала в Устав, а только пела по нотам, добавив, что в вопросе Устава я просто дурочка. Матушка подумала, что я отвечаю так из смирения: «Вот так, деточка, и думай, что ты дурочка, так и спасёшься». Я очень благодарна матушке, что она меня обучила этой церковной науке – знанию церковного Устава, при моём настоящем послушании настоятельницы это крайне необходимо. Священники в монастыре меняются, каждый предлагает свои приходские богослужебные традиции, поэтому в этом вопросе нужна твёрдость и уверенность, чтобы следовать тому порядку и традициям, которые были заложены под мудрым руководством моей духовной матери. По благословению владыки Никона, управляющего Уфимской епархией, в нашем монастыре утвержден пюхтицкий монастырский устав.

Однажды после службы матушка сделала одной из певчих замечание. Я оказалась стоящей рядом и также выразила провинившейся свое недовольство, как бы поддерживая матушку игумению. Только потом я поняла, какой дерзостью было с моей стороны, встав на уровень игумении, воспитывать сестру, находясь при этом в подобного рода немощах. Заметив во мне тщеславие, матушка не замедлила сказать следующее: «Знаешь, мать Иоанна, мы живём в монастыре, и с каждой сестрой может приключится такое…» Так матушка сумела поставить меня на место, чтобы я не кичилась своей праведностью, не возносилась умом и смирялась. Я благодарна матушке, что время от времени она давала мне возможность получать уроки смирения, которые являются духовной наукой.

444В 2009 году с секретарём Уфимской епархии архимандритом Николаем (Субботиным) и казначеей нашего монастыря монахиней Еликонидой мы совершили незабываемую поездку в Пюхтицкий монастырь на день Ангела матушки игумении Варвары. С огромной любовью мы были встречены матушкой и сёстрами обители. Все дни пребывания на святом месте мы находились в постоянном общении с матушкой - множество фотографий осталось после этой благодатной поездки. На память о себе матушка подарила мне наперсный крест с украшением и чётки, которые я храню как величайшую святыню от своей духовной матери. Перед отъездом мы побывали в игуменских покоях и имели благодатное общение с мудрой старицей. В этот момент мы были свидетелями прозорливости матушки. Сидя за столом, она вдруг взглянула на отца Николая и сказала дважды: «Вижу у Вас на челе крестик». Изобразив крестик на себе, матушка добавила, что в ближайшем будущем отца Николая ждёт архиерейский сан. Отец Николай впервые прибыл в обитель, и ранее матушка Варвара его никогда не знала и не видела. Действительно, его архиерейская хиротония состоялась 27 сентября 2011 года (на Воздвижение Креста Господня) в храме Христа Спасителя Первопрестольной столицы.

Игумения Варвара - человек редкой души и особого призвания на игуменское служение. Её называли всероссийской игуменией, а в духовном плане «глыбой». Это поистине так. Пользуясь огромным авторитетом среди епископата, священнослужителей, светских властей, сестёр и паломников, она не превозносилась своими качествами и в беседах всегда призывала к смирению, часто повторяя: «Есть смирение – есть всё».

Образ матушки Варвары я постоянно ношу в своём сердце. В трудные минуты своего игуменского послушания я вспоминаю, как поступала матушка в трудных обстоятельствах, и мне это помогает. Я благодарна Господу, что Он привёл меня в своё время в эту чудную обитель под руководство такой опытной игумении. Годы, проведённые в Пюхтицах, никогда не забудутся. Я думаю, что каждый, кто знал матушку и общался с ней, принял печать её образа на свою собственную жизнь.

Вечная память дорогой нашей наставнице, мудрой руководительнице, опытной строительнице, незабвенной матушке схиигумении Варваре. 

 

 

Игумения Иоанна (Смолкина),

настоятельница Богородице-Табынского

женского монастыря.